ЖЕМЧУЖИНА ВОСТОКА
Самарканд - один из самых древних и неповторимых
городов мира. Он воплощает в себе 2750-летнюю богатую историю и памятники
древней цивилизации. Этот уникальный город расположен в центральной части
Зерафшанской долины, издревле являлся центром оседлого образа жизни, поливного
земледелия, науки и прогресса. Его заслуженно считают одной из колыбелей
культуры человечества.
Об истории возникновения, формирования и
развития Самарканда есть немало сведений в исторических источниках, материальных
и культурных памятниках, в образцах устного народного творчества. В частности,
в древнейшем памятнике культуры Востока - книге Авеста упоминается об
уникальном климате, плодородных землях Согда, где и располагается Зерафшанская
долина.
В исторических источниках есть различные мнения
о значении и наименовании "Самарканд". Великий ученый-лингвист Махмуд
Кошгари в своей книге "Девони лугатит-турк" ("Диван тюркского
языка"), пишет о том, что "Самарканд" означает богатый,
процветающий город.
Самарканд — второй по величине город
Узбекистана, центр Самаркандской области (вилоята). В античной литературе
известен как Согдиана (Согд.), Мараканд (греч.) Под таким названием его в своих
сочинениях упоминали римские и греческие историки Квинт Курций Руф, а затем
Арриан, Страбон.
Период формирования и развития Самарканда
начинался на территории, которое сегодня известно как городище Афросиаб. Этот
этап истории Самарканда завершатся в 1220 году, когда город был полностью
разрушен войсками Чингисхана. С тех пор остатки города лежат под руинами.
Самые древние находки Афросиаба были обнаружены
в северной части городища. Это остатки крепостной стены, относящиеся к VIII-
VII векам до нашей эры. При определении возраста Самарканда, важное значение
имели древние предметы, найденные в 25 - 30 километрах
севернее Афросиаба. На развалинах города Коктепа, возле города Челек.
Культурные слои на Коктепа отнсятся к VIII- VII векам до нашей эры и
расположены почти на поверхности земли. Тогда как культурные слои Афросиаба
расположены достаточно глубоко, на глубине 15-20 метров. В ходе
широкомасштабных раскопок на Коктепа обнаружены остатки крепостной стены,
монументального здания, храмы. Использованные здесь гувала (глиняные катыши
круглой или овальной формы, высушенные на солнце), строение стены очень схожи с
афрасиабскими.
В VIII веке до нашей эры в Самаркандском оазисе
было осуществлено строительство самых крупных каналов - Даргом и Булунгур. Если
раньше общая площадь земель, где можно было осуществлять земледелие, составляла
около 5000 гектаров,
то после сооружения этих водных артерий этот показатель достигает 70 000 гектаров и
Самарканд становится одним из крупнейших в Средней Азии орошаемых площадей для
ведения земледелия.
Афросиаб, как и Коктепа, состоял из двух частей
- крепости и собственно города.
В течение 548-539 годов до нашей эры Средняя
Азия, в частности Согд, были включены в состав иранской империи Ахеменидов.
После чего в персидских и греческих источниках стали встречаться сведения о
Самарканде.
В 329 году до нашей эры Александр Македонский со
своим войском перешел реку Амударья и завоевал столицу Турана - город
Самарканд. Как свидетельствуют исторически источники, самаркандцы храбро
сражались за свою свободу под предводительством отважного Спитамена. Бои были
беспощадными, греко-македонские войска никого не жалели, казнили тысячи и
тысячи людей. Спитамен же пытался вернуть город и устроил его осаду. Немецкий
ученый Ф. Альтхайм пишет об этом: "Спитамену удалось добиться того, чего
до сих пор никому не удавалось: в боях он истребил большую часть македонского
войска".
После смерти Александра Македонского Средняя
Азия сначала входила состав государства Селевкидов, затем Греко-бактрийского
царства. Позже на этой территории возникает Кушанская империя, Парфянское
государство, Кангюйсий союз. На территории этих государств наблюдается
сближение греческих элементов и традиции местной культуры. В Самарканде и во
всем Согде также наблюдается влияние эллинистической культуры. Продукция
местных мастеров - изящные кубки, чаши (коса), маленькие чаши (пиалы) - были
покрыты красным ангобом (керамической краской), и благодаря лощению напоминали
греко-римскую посуду, покрытую лаком.
Накануне нашей эры в Европе сформировалась
Римская империя, в Китае империя Хан и, начиная именно с этого периода, начал
функционировать трансконтинентальный Великий шелковый путь, связавший Запад и
Восток. Расположенный в самом центре Великого шелкового пути Самарканд стал не
только торговым, но и крупным производственным и ремесленническим центром. По
некоторым данным Самарканд в начале нашей эры выпускал свои шелковые ткани.
Как известно, самаркандцы в течение нескольких
столетий поклонялись зороастрийской религии. После завоевания Мавероуннахра
арабами, они приняли исламскую религию.
Необходимо отметить, что в Согде и в
зороастрийский период, и после распространения ислама сохранились традиции
толерантности. В этот период действовали различные религиозные конфессии. В том
числе и христианские церкви. Как отмечается в исторических источниках, в
столице Согда - Самарканде в 6 веке была первая христианская метрополия.
В XI веке Самарканд как отдельная провинция
вошел в состав государства Караханидов, а в начале 13 - государства
Хорезмшахов.В IX-XII веках Самарканд превратился в одну из колыбелей Восточного
Ренессанса. Именно в этот период жили и творили десятки таких выдающихся
мыслителей, как Имам Абу Мансур Мотруди, Абу Хасан Самарканди, Мухаммед Насафи
Самарканди, Ашраф Самарканди и другие. В этот же период Самарканд становится
центром медицины, истории, философии, литературоведения, поэзии, права и богословия.
Как уже отмечалось выше, в 1218 году монгольские
войска во главе с Чингисханом начали нашествие на Мавераннахр. Весной 1220 года
они атаковали Самарканд и до такой степени разрушили город, что в результате
Афросиаб оказался в руинах.
С 200- летним гнетом монголов было покончено
благодаря великому Амиру Темуру, с именем которого связано дальнейшее развитие
Самарканда. Приступая к возведению нового Самарканда, Амир Темур заново
восстанавливает его древнее градостроительство, придает его облику новый вид.
Под руководством Амира Темура в Самарканде воздвигнуты прекрасные архитектурные
сооружения - Пятничная мечеть, Коксарай, Бостонсарай, Гур-Эмир, Ишратхона,
Аксарай, Рухабад, Шахи - Зинда.
В этот период в Самарканде развиваются наука,
литература, архитектура, монументальная и пейзажная живопись, ткачество,
художественная резьба, гончарное ремесло.
В 20-е годы XV века в Самарканде во главе с
просвещенным правителем и выдающимся ученым Мирзо Улугбеком была создана
своеобразная академия "Дорул - Хикма" ("Дом Мудрецов").
Здесь проводились исследования по математике, геометрии, географии, истории,
астрологии, медицине, музыке, логике, лингвистике.
В период правления Мирзо Улугбека на площади
Регистан строится его знаменитое медресе, а в предгорьях Чупанаты разбиваются
сады, строятся дворцы и обсерватория.
В XVI веке на пути развития культуры и экономики
стали междуусобные войны. Шейбанидский хан Абдуллахан II перенес столицу из
Самарканда в Бухару.
Начиная с 1599 года, правление в Мавераннахре
перешло в руки династии Аштарханидов.
Самарканд хоть и утратил статус столицы, но
оставался крупным культурным и экономическим центром ханства в этот период.
Воспользовавшись слабостью центральной власти,
правитель Самарканда Баходыр Ялангтушбий начал проводить свою политику. Он
уделял большое внимание благоустройству города, построил такие величественные
здания как медресе Шердор и Тиля - Кори.
После того как армия царской России завоевала
Туркестан в 1868 году, создается Зерафшанский округ, а в 1887 году Самарканд
определяется его столицей. В облике города начинают проявляться традиции
русского зодчества, Самарканд делится на новый и старый город. Улицы нового
города приобрели европейский вид, здесь раполагались общественные организации,
церковь, дома офицеров. В 1888 году к городу подведена Закаспийская железная
дорога.
После Октябрьской революции город вошёл в состав
Туркестанской АССР. В 1924—1930 был столицей Узбекской ССР, с 1938 года — центр
Самаркандской области.
После обретения Узбекистаном независимости в
истории Самарканда произошел исторический поворот. Сюда регулярно пребывают
авторитетные иностранные делегации, главы государств, туристы со всего мира. В
городе проводятся престижные международные форумы и фестивали.
Самарканд был первым удостоен ордена Амира
Темура, который 18 октября 1996 года к флагу города пристегнул Президент
Узбекистана Ислам Каримов. Теперь этот день отмечается как День Самарканда.
В 2001
году Самарканд был включён ЮНЕСКО в список Всемирного наследия, как Город -
Перекресток Культур.
|