dfg

САМАРКАНДCКИЙ  КРАЕВЕДЧЕСКИЙ САЙТ
Пятница, 03.05.2024, 07:49
    





RSS

ЭКСКУРСИИ 

ПО САМАРКАНДУ

И ШАХРИСАБЗУ

НА РУССКОМ 

И УЗБЕКСКОМ

 ЯЗЫКАХ

(+998 90)  600-73-94

(+998 97) 922-04-10

МЕНЮ 

ОБУЧЕНИЕ 

РУССКОМУ 

ЯЗЫКУ

(+998 90)  600-73-94

(+998 97) 922-04-10

КАЛЕНДАРЬ

«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Форма входа

Поиск

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 5

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • РЕКЛАМА
    ПЕРЕВОД ТЕКСТОВ С УЗБЕКСКОГО
     НА РУССКИЙ ЯЗЫК

    (+998 90)  600-73-94

    (+998 97) 922-04-10


     ИСТОРИЯ ГОРОДА 

    ЖЕМЧУЖИНА ВОСТОКА

     Самарканд - один из самых древних и неповторимых городов мира. Он воплощает в себе 2750-летнюю богатую историю и памятники древней цивилизации. Этот уникальный город расположен в центральной части Зерафшанской долины, издревле являлся центром оседлого образа жизни, поливного земледелия, науки и прогресса. Его заслуженно считают одной из колыбелей культуры человечества.

     Об истории возникновения, формирования и развития Самарканда есть немало сведений в исторических источниках, материальных и культурных памятниках, в образцах устного народного творчества. В частности, в древнейшем памятнике культуры Востока - книге Авеста упоминается об уникальном климате, плодородных землях Согда, где и располагается Зерафшанская долина.

    В исторических источниках есть различные мнения о значении и наименовании "Самарканд". Великий ученый-лингвист Махмуд Кошгари в своей книге "Девони лугатит-турк" ("Диван тюркского языка"), пишет о том, что "Самарканд" означает богатый, процветающий город.

    Самарканд — второй по величине город Узбекистана, центр Самаркандской области (вилоята). В античной литературе известен как Согдиана (Согд.), Мараканд (греч.) Под таким названием его в своих сочинениях упоминали римские и греческие историки Квинт Курций Руф, а затем Арриан, Страбон.

    Период формирования и развития Самарканда начинался на территории, которое сегодня известно как городище Афросиаб. Этот этап истории Самарканда завершатся в 1220 году, когда город был полностью разрушен войсками Чингисхана. С тех пор остатки города лежат под руинами.

    Самые древние находки Афросиаба были обнаружены в северной части городища. Это остатки крепостной стены, относящиеся к VIII- VII векам до нашей эры. При определении возраста Самарканда, важное значение имели древние предметы, найденные в 25 - 30 километрах севернее Афросиаба. На развалинах города Коктепа, возле города Челек. Культурные слои на Коктепа отнсятся к VIII- VII векам до нашей эры и расположены почти на поверхности земли. Тогда как культурные слои Афросиаба расположены достаточно глубоко, на глубине 15-20 метров. В ходе широкомасштабных раскопок на Коктепа обнаружены остатки крепостной стены, монументального здания, храмы. Использованные здесь гувала (глиняные катыши круглой или овальной формы, высушенные на солнце), строение стены очень схожи с афрасиабскими.

    В VIII веке до нашей эры в Самаркандском оазисе было осуществлено строительство самых крупных каналов - Даргом и Булунгур. Если раньше общая площадь земель, где можно было осуществлять земледелие, составляла около 5000 гектаров, то после сооружения этих водных артерий этот показатель достигает 70 000 гектаров и Самарканд становится одним из крупнейших в Средней Азии орошаемых площадей для ведения земледелия.

    Афросиаб, как и Коктепа, состоял из двух частей - крепости и собственно города.

    В течение 548-539 годов до нашей эры Средняя Азия, в частности Согд, были включены в состав иранской империи Ахеменидов. После чего в персидских и греческих источниках стали встречаться сведения о Самарканде.

    В 329 году до нашей эры Александр Македонский со своим войском перешел реку Амударья и завоевал столицу Турана - город Самарканд. Как свидетельствуют исторически источники, самаркандцы храбро сражались за свою свободу под предводительством отважного Спитамена. Бои были беспощадными, греко-македонские войска никого не жалели, казнили тысячи и тысячи людей. Спитамен же пытался вернуть город и устроил его осаду. Немецкий ученый Ф. Альтхайм пишет об этом: "Спитамену удалось добиться того, чего до сих пор никому не удавалось: в боях он истребил большую часть македонского войска".


    После смерти Александра Македонского Средняя Азия сначала входила состав государства Селевкидов, затем Греко-бактрийского царства. Позже на этой территории возникает Кушанская империя, Парфянское государство, Кангюйсий союз. На территории этих государств наблюдается сближение греческих элементов и традиции местной культуры. В Самарканде и во всем Согде также наблюдается влияние эллинистической культуры. Продукция местных мастеров - изящные кубки, чаши (коса), маленькие чаши (пиалы) - были покрыты красным ангобом (керамической краской), и благодаря лощению напоминали греко-римскую посуду, покрытую лаком.

    Накануне нашей эры в Европе сформировалась Римская империя, в Китае империя Хан и, начиная именно с этого периода, начал функционировать трансконтинентальный Великий шелковый путь, связавший Запад и Восток. Расположенный в самом центре Великого шелкового пути Самарканд стал не только торговым, но и крупным производственным и ремесленническим центром. По некоторым данным Самарканд в начале нашей эры выпускал свои шелковые ткани.

    Как известно, самаркандцы в течение нескольких столетий поклонялись зороастрийской религии. После завоевания Мавероуннахра арабами, они приняли исламскую религию.

    Необходимо отметить, что в Согде и в зороастрийский период, и после распространения ислама сохранились традиции толерантности. В этот период действовали различные религиозные конфессии. В том числе и христианские церкви. Как отмечается в исторических источниках, в столице Согда - Самарканде в 6 веке была первая христианская метрополия.

    В XI веке Самарканд как отдельная провинция вошел в состав государства Караханидов, а в начале 13 - государства Хорезмшахов.В IX-XII веках Самарканд превратился в одну из колыбелей Восточного Ренессанса. Именно в этот период жили и творили десятки таких выдающихся мыслителей, как Имам Абу Мансур Мотруди, Абу Хасан Самарканди, Мухаммед Насафи Самарканди, Ашраф Самарканди и другие. В этот же период Самарканд становится центром медицины, истории, философии, литературоведения, поэзии, права и богословия.

    ЧингизханКак уже отмечалось выше, в 1218 году монгольские войска во главе с Чингисханом начали нашествие на Мавераннахр. Весной 1220 года они атаковали Самарканд и до такой степени разрушили город, что в результате Афросиаб оказался в руинах.

    С 200- летним гнетом монголов было покончено благодаря великому Амиру Темуру, с именем которого связано дальнейшее развитие Самарканда. Приступая к возведению нового Самарканда, Амир Темур заново восстанавливает его древнее градостроительство, придает его облику новый вид. Под руководством Амира Темура в Самарканде воздвигнуты прекрасные архитектурные сооружения - Пятничная мечеть, Коксарай, Бостонсарай, Гур-Эмир, Ишратхона, Аксарай, Рухабад, Шахи - Зинда.

    В этот период в Самарканде развиваются наука, литература, архитектура, монументальная и пейзажная живопись, ткачество, художественная резьба, гончарное ремесло.

    В 20-е годы XV века в Самарканде во главе с просвещенным правителем и выдающимся ученым Мирзо Улугбеком была создана своеобразная академия "Дорул - Хикма" ("Дом Мудрецов"). Здесь проводились исследования по математике, геометрии, географии, истории, астрологии, медицине, музыке, логике, лингвистике.

    В период правления Мирзо Улугбека на площади Регистан строится его знаменитое медресе, а в предгорьях Чупанаты разбиваются сады, строятся дворцы и обсерватория.

    В XVI веке на пути развития культуры и экономики стали междуусобные войны. Шейбанидский хан Абдуллахан II перенес столицу из Самарканда в Бухару.

    Начиная с 1599 года, правление в Мавераннахре перешло в руки династии Аштарханидов.

    Самарканд хоть и утратил статус столицы, но оставался крупным культурным и экономическим центром ханства в этот период.

    Воспользовавшись слабостью центральной власти, правитель Самарканда Баходыр Ялангтушбий начал проводить свою политику. Он уделял большое внимание благоустройству города, построил такие величественные здания как медресе Шердор и Тиля - Кори.

    После того как армия царской России завоевала Туркестан в 1868 году, создается Зерафшанский округ, а в 1887 году Самарканд определяется его столицей. В облике города начинают проявляться традиции русского зодчества, Самарканд делится на новый и старый город. Улицы нового города приобрели европейский вид, здесь раполагались общественные организации, церковь, дома офицеров. В 1888 году к городу подведена Закаспийская железная дорога.

    После Октябрьской революции город вошёл в состав Туркестанской АССР. В 1924—1930 был столицей Узбекской ССР, с 1938 года — центр Самаркандской области.

    После обретения Узбекистаном независимости в истории Самарканда произошел исторический поворот. Сюда регулярно пребывают авторитетные иностранные делегации, главы государств, туристы со всего мира. В городе проводятся престижные международные форумы и фестивали.

    Самарканд был первым удостоен ордена Амира Темура, который 18 октября 1996 года к флагу города пристегнул Президент Узбекистана Ислам Каримов. Теперь этот день отмечается как День Самарканда.

     В 2001 году Самарканд был включён ЮНЕСКО в список Всемирного наследия, как Город - Перекресток Культур.

    Сделать бесплатный сайт с uCoz
    Copyright MyCorp © 2024