Ритуалы узбекской свадьбы Узбекская
свадьба представляет собой сложный процесс, который состоит из нескольких
ключевых моментов: фатиха-туй, нон-синдириш, никох-туй. Подробней об этих
обрядах мы попросили рассказать старожилов самаркандской махалли «Боги баланд» Н. Якубову и С. Халилову.
Испокон веков узбекской национальной свадьбе
предшествует поиск родителями подходящей девушки для своего сына. С этой целью начинается
обширный сбор информации среди соседей, друзей и знакомых о девушках на
выданье. Здесь учитывается все: социальный статус семьи, образование, характер,
репутация девушки и многое другое. Причем социальный статус важен не в плане
богатого приданного. Невесту подбирают приблизительно из того же круга, что и
семья жениха, чтобы обеспечить максимальное взаимопонимание между молодыми.
Когда суженная выбрана к ее родителям посылают сваху. В некоторых районах
Самаркандской области, например в Булунгуре, Нурабаде, Пайарыке сватать идут
мужчины.
В настоящее время уже почти никто не помнит про обычай
«бешик керти» или «кулок тишлатар». В этом случае совсем отпадала необходимость
в свахах. Так как этот обычай подразумевает сговор родителей о свадьбе их детей
в раннем возрасте (в бешике). Чаще всего это случалось, если, например, отцы
были очень близкими друзьями. Но, такие браки могли быть неудачными, а иногда
девушка до свадьбы просто сбегала с любимым, ставя при этом в неудобное
положение весь свой род. По этим причинам данный обычай ушел в небытие.
Итак, сваха или свахи пришли в дом к родителям
девушки. По узбекским обычаям гостеприимства их примут очень радушно,
обязательно подадут лепешку и чай.
Кстати, свахи говорят очень красивые слова: «В вашем саду расцвел цветок, у нас есть соловей достойный его». Различия проглядываются даже в том, каким образом дают
ответ свахам: в Самарканде, в знак согласия варят плов, в Карши и в некоторых
махаллях Джизакской области в знак согласия обмениваются хлебом и сладостями, в
Хорезме перед сватами в знак согласия ставят манную кашу и молоко с добавлением
масла. А если обувь сватов хозяева поставили носами к выходу, то в этом доме их
больше не будут ждать.
Обряд
«нон-синдириш» буквально разламывание лепешки – обозначал окончательное
согласие родителей невесты и жениха породниться.
«Фатиха-туй» – помолвка, обручение, праздник,
открывающий свадебное празднество. Раньше эти обряды проводились отдельно, но в
последнее время их часто объединяют.
День проведения «нон-синдириш» и «фатиха-туй»
определялся сразу после получения свахами согласия от родителей девушки. Обряд
«разламывания лепешки» всегда проводят уважаемые люди, которые добились успеха
в жизни. При этом говорят следующие слова:
- Пусть эти молодые люди проживут мирно и красиво до
конца своих дней. Пусть будут покладистыми жених и невеста, - и разламывают
хлеб.
Части лепешки отдаются семье жениха и невесты,
обозначая, что они теперь будут, есть один хлеб. После этого всем соседям и
родственникам раздают лепешки и сладости, которые принесла сторона жениха в
знак того, что девушка уже обещана им.
Накануне свадьбы в доме девушки собираются ее подруги,
и проводиться своеобразный девичник. Готовится праздничное угощение, часто из
дома жениха присылаются разнообразные гостинцы к этому случаю. Приглашаются
музыканты, невеста танцует в праздничных нарядах. В этот день невесту купают по
специальному обряду и заплетают 40 косичек. Девушки соревнуются в умении
наносить красивые узоры хной на руки и подводить брови сурьмой. Весь вечер подруги
веселят невесту, чтобы успокоить её волнение перед замужеством.
В Ургуте человека, который будет плести косы невесты,
подбирают тщательно. Для этого выбирают женщину, которая живет благоустроенно,
имеет детей, пользуется уважением среди своего рода. Она плетет косы с напевами
«ойга карич, ерга курок» в которых
благословляет молодую.
Юлдуз
ХАЙДАРОВА.
|