Неразгаданное
наследие
В фондах музея истории и культуры
Узбекистана имеются медночеканные изделия, разнообразные по своим формам и
назначениям в быту.
Это изящные сосуды для хранения воды и чая, чашеобразные сосуды для
молока и сливок – «каймокдон», тазики для умывания и другие. Среди изделий из меди
есть и ритуальные предметы, которые обращают на себя внимание необычностью
формы, загадочными письменами и своеобразием отделки. Одним из таких предметов является «чилькалит» - медный сосуд в виде чаши.
Во все времена и у всех народов существовали своеобразные ритуалы,
связанные с очищением. Люди мылись, очищаясь водой, окуривали жилища, изгоняя
дымом злых духов. Обряд очищения также сохранился и поныне, в некоторых случаях
его сопровождает определенный предмет "чилькалит". Этнографы
утверждают, что этот предмет использовался во время ритуалов связанных с
очищением и оздоровлением. Её форма круглая, чаша на низкой кольцевой подставке
с отогнутым наружу на один сантиметр бортом. Внутри чаши имеется подставка, на
которой закреплен другой маленький сосудик с подвесками называемыми
"калит" (ключи), "чилькалит"-
сорок ключей. Считается, что при помощи этих сорока ключей перед человеком
"открываются двери", с легкостью решаются все проблемы, а после
смерти перед ним откроются все сорок дверей на пути в рай.
Число сорок сакральное. В народе есть
понятие "чилля" - сорок. Говорят, что по истечении сорока дней может
произойти смена сезонов года, наступает выздоровление, поминают покойников.
Считается, что после рождения ребенка родители в течение первых сорока дней
жизни очень внимательно должны отнестись к его развитию, в это время ребенка
предохраняют от дурного глаза. У многих народов сорок дней новобрачные не
должны покидать друг друга после захода солнца. То есть не случайно в
чудодейственной чаше сорок ключей. По поверьям этот сосуд "благоволил счастью, избавлял от недугов и сохранял
здоровье". Вода из него считалась целебной. На поверхности чудодейственной
чаши искусная гравировка, надписи, обращение к пророку, упоминаются имена
аллаха «Ё Рахмон, Ё Рахим».
Обращают на себя внимание таблицы, начертанные на этом сосуде,
состоящие из трех граф. В графах цифры: 6, 21, 7, 47, 26 ,72, 17, 27, 24, 21
,8, 2, 6, 12.
Что они могут обозначать? Может быть это зашифрованный текст? Авторы
статьи попытались найти смысл цифрового обозначения в Коране, так как в таблице
неоднократно повторяется число семь. Седьмая сура Корана, называется
"Преграды". Можно предположить, что указаны не только суры, но и
аяты, так как число семь, в графах сочетается с другими цифрами, например семь
и два, то есть седьмая сура, аят второй, где говорится: "Писание
ниспослано тебе - пусть же не будет в твоей груди стеснения от него! Чтобы ты
увещевал им и чтобы оно было
напоминанием верующим". В аяте восьмом, той же суры говорится: " Вес
в тот день - истина: у кого весы тяжелы, те будут счастливы...".
А может, цифрами обозначены буквы
арабского алфавита, и из них можно составить слова? Так как таблицы состоят из
трех и четырех граф, то и слова соответственно состоят из трех и четырех букв.
Однако попытка восстановить текст подобным образом не увенчалась успехом.
Полная бессмыслица....
Возможно, обилие цифр
на сосуде связано с нумерологией, а значит со своеобразным гаданием. Тогда становится
ясно почему, этот ритуальный предмет не упоминается не в Коране, не в Хадисах.
Все религии считают гадание и действия связанные с ним бесовскими.
Но на поверхности «чилькалита» кроме
цифр изящной арабской вязью упоминается имена Аллаха. Что это? Попытка связать
древний доисламский ритуал с новой религией? Обращение к Аллаху? Чаще всего
искусные каллиграфы зашифровывали в сложных переплетениях букв и орнамента
священные слова Корана.
Сохранение древних традиций в исламе,
способствовало появлению ритуалов, которые как бы были связаны с религией
ислам, но уходили своими корнями в глубокую древность. По всей вероятности
отсюда ритуалы о которых нет упоминания
в Коране, но мусульмане среднеазиатского региона считают их исполнение обязательными.
Ольга ФАТАЕВА,
старший
научный сотрудник
отдела
истории
Самаркандского
областного краеведческого музея.
|