ПО ЗАКОНАМ «ГЕОМЕТРИИ ДУШИ»
После провозглашения Узбекистаном суверенитета началось стремительное возрождение богатого духовного и культурного наследия нашего народа, отражающего его эволюционное развитие. Важное место в системе этих ценностей занимает искусство каллиграфии, которое совершенствовалось на протяжении столетий и сегодня занимает достойное место в многообразии народно-прикладных видов творчества.
В эпоху восточного ренессанса в нашем регионе наибольшего расцвета достигла арабская каллиграфия, которая нашла широкое применение в создании рукописных книг, оформлении архитектурных сооружений. За минувшие столетия одна из лучших школ этого вида изобразительного искусства сформировалась в Самарканде, где и сегодня создают свои произведения самобытные мастера художественного письма.
Центр ремесленников «Рухабад» является одним из самых посещаемых пунктов на туристических маршрутах Самарканда. Здесь, в небольшой мастерской, уже много лет создает свои уникальные произведения каллиграф Шавкат Истамов, отдельные работы которого достойны попадания в книгу рекордов Гиннеса.
С особенностями арабской письменности Ш. Истамов познакомился еще в детстве благодаря урокам отца. В годы учебы в Ташкентском политехническом институте посещал кружок каллиграфии при столичном институте востоковедения. Шавкат-ака вспоминает, что в то время студенты из восточных стран, получавшие образование в Ташкенте, отмечали, что молодому человеку из Самарканда удается необыкновенно красиво и изящно воспроизводить арабское письмо. Однако серьезно заниматься этим ремеслом ему не довелось – практически весь ХХ век каллиграфия считалась пережитком прошлого и фактически была под запретом. Ш. Истамов всю жизнь проработал инженером и только после обретения Узбекистаном независимости, когда началось возрождение культурных традиций с вековыми корнями, в обществе проснулся интерес к этому виду творчества.
Одними из первых работ Ш. Истамова по каллиграфии стали рукописные книги с поэтическими произведениями классиков восточной литературы. Он переписывал из старинных книг, творения таких мастеров слова, как Омар Хаям, Рудаки, Хавиз Шерози и других. Получались выполненные красивым почерком штучные копии древних книг. Совершенствуя свое мастерство, он начал успешно восстанавливать утерянные страницы старых рукописных изданий.
Со временем автор начал работать и над другими проектами. В середине 90-х прошлого века он решил переписать главную книгу ислама – Коран. Причем, Шавкат – ака задался целью создать самую большую в мире рукописную версию Священного писания. Результатом пятилетнего труда стало появление на свет раритетного Корана размером 1,5Х 90 метра из 300 листов и весом почти в 100 килограммов. Листая это уникальное произведение, поражаешься колоссальному труду, вложенному в его создание. Охватывает невольный трепет, когда понимаешь, с какой любовью и старанием выведен каждый символ божественных текстов, как точно соблюдены все пропорции этого издания.
В настоящее время это творение по количеству страниц считается самым объемным в мире. По размерам этот труд превосходит лишь работа афганских мастеров, которая с учетом металлического переплета весит почти 500 кг. Над этим экземпляром трудились десять переписчиков, в то время как самаркандский вариант создавался одним человеком.
Рукотворное чудо, созданное Ш. Исматовым, экспонировалось и получило высокую оценку на выставке изделий народно-прикладного творчества в рамках международной конференции «Историческое наследие ученых и мыслителей средневекового Востока, его роль и значение для современной цивилизации», которая прошла в мае текущего года в Самарканде. Автор издания, создавший уже пятую рукописную книгу священной книги всех полиграфических форматов, считает, что его произведения могли бы занять достойное место в коллекциях отечественных музеев.
Когда-то Платон назвал каллиграфию «геометрией души». Наблюдая за работой самаркандских каллиграфов, убеждаешься в точности определения, данного мудрым греком этой профессии. Только при особой душевной организации можно создать творения, которые становятся настоящими произведениями искусства.
Абдужалил Эргашев - еще один известный современный самаркандский каллиграф. Интерес к виртуозно выполненным текстам пробудился у него в далекой юности, когда отец познакомил его с такими архитектурными шедеврами, как ансамбль Регистан, Шахи – Зинда, Гур– Эмир. На порталах и стенах этих величественных сооружений будущий каллиграф впервые увидел завораживающие образцы арабского письма, гармонично вплетенные в декоративное оформление средневековых памятников зодчества. Очарованный тонким вкусом мастеров прошлого он ставит перед собой цель овладеть секретами изящного письма. А. Эргашев берет уроки у знаменитого самаркандского каллиграфа Ходжи Малика. Совершенствовать навыки и знания продолжает в знаменитой медресе Мир Араб в Бухаре, где его наставником был знаменитый каллиграф и историк Абдулгафур Розик. Благодаря урокам этого авторитетного мастера Абдужалил-ака открывает для себя новые приемы составления художественных текстов различными стилями арабской письменности.
В годы независимости как практикующий каллиграф А. Эргашев активно участвует в восстановлении эпиграфических текстов архитектурных достопримечательностей Самарканда, занимается реставрацией рукописных книг, оформлением сувенирной продукции. Почти 20 лет он обучал секретам своего ремесла десятки учеников в международном центре имени Аль – Бухари. Но, пожалуй, самым интересным направлением в его практике является составление родословных по классическим образцам прошлого.
- Согласно нашим традициям, каждый человек должен знать своих предков как минимум до седьмого колена и обязательно вести письменную родословную, - рассказывает А. Эргашев.- После обретения нашей страной независимости у многих людей проснулся интерес к своим корням, и они начали восстанавливать свое генеалогическое древо. Некоторым семьям удалось сохранить старые документы, которые позволяют проследить родственные связи, уходяшие корнями в глубину веков. Мне довелось записывать и оформлять родословные, состоящие из сотен фамилий.
Абдужалил-ака может рассказывать о своей профессии много интересного. Например, он сообщил, что в прошлом рукописные послания правителям очень тщательно оформлялись. Вокруг текста письма наносился затейливый орнамент и мало кто знал, что основное содержание письма было заключено именно в этих рисунках. Только сами цари или доверенные лица владели ключом к этому шифру.
В прошлом каллиграфы для своей работы использовали заточенные камышовые стержни или перья птицы. Современные писцы применяют более продвинутые технологии. Например, Ш. Истамов пользуется набором ручек с позолоченными перьями, хотя владеет и классическими методами письма.
|